Мастерская мореходныхъ инструментовъ. 

Мастерская мореходныхъ инструментовъ основана въ 1804 г.; первоначально она находилась на Охтъ-предмъстьъ г. Петербурга, а съ 1818 года на Адмиралтейскихъ Ижорскихъ заводахъ въ посадъ Колпино близъ С.-Петербурга. Въ 1858 году она была подчинена въдънію Гидрографическаго Департамента (теперь Главное Гидрографичеокое Управленіе) и переведена въ г. Петербургъ въ зданіе Главнаго Адмиралтейства въ то помъщеніе, которое она занимаетъ и теперь. 

    Главное производство мастерской состоитъ въ изготовленіи компасовъ и принадлежностей къ нимъ для всего русскаго флота; кромъ того мастерекая изготовляетъ барометры, протракторы и другіе приборы, а также исправляетъ инструменты всякаго рода, присылаемые съ судовъ флота и гидрографическихъ экепедицій. 

    Число мастеровыхъ и учениковъ достигаетъ 58 - 60 человъкъ; общая площадь мастерской составляетъ около 190 квадр. саж. (864,9 кв. метр.); ежегодное производство ея оцънивается въ среднемъ въ 80.000 рублей. Выставляемые компасы, а также способы исправленія ихъ показаній, являются результатомъ изобрътеній и примъненія тъхъ научныхъ принциповъ, которые разработалъ въ теченіе своей многолътней дъятельности по компасному дълу, бывшій завъдывающій компаснымъ дъломъ генералъ-маіоръ де-Колонгъ.

 № 130. ГЛАВНЫЙ КОМПАСЪ устанавливается на судахъ для назначенія курса корабля и опредъленія его мъста.

     Компасный котелокъ снабженъ алидадой съ двумя верньерами и азимутальнымъ кругомъ. Внутри котелка картушка діаметра 7 1/2  дюйм, съ короткими стрълками по идеъ В. Томсона (лорда Кельвина). Картушка представляетъ изъ себя легкую, но въ тоже время прочную, аллюминіевую оправу съ 6-ю стальными стрълками; въсъ ея около 14,5 граммъ. Благодаря аллюминіевой оправъ достигается неизмъняемость ошибокъ картушки, а также неизмъняемость разстоянія между точкой привъса картушки и стрълками, что имъетъ значеніе важное при измъреніи силъ и исправленіи девіаціи въ открытомъ моръ при помощи магнитныхъ картъ. Картушки съ аллюминіевой оправой были изготовлены впервые въ Россіи по идеъ Генералъ-Адмирала Великаго Князя Константина Николаевича. 

    Въ нактоузъ компаса имъются приспособленія для уничтоженія всъхъ частей девіаціи. Четвертная девіація уничтожается при помощи мягкаго желъза разъ навсегда для всъхъ широтъ. У главныхъ компасовъ размъры четвертной девіаціи обыкновенно малы, не болъе 5°-6°, коэффиціентъ-же отъ судового желъза на столъко веливъ, что для уничтоженія четвертной девіаціи можно примънить продольныя трубы изъ мягкаго желъза, помъщая ихъ подъ компасомъ или сбоку, чъмъ не затрудняется пеленгованіе предметовъ по траверзу. Индукція стрълокъ картушки на мягкое желъзо производитъ колебаніе четвертной девіаціи съ перемъной горизонтальной составляющей силы земного магнетизма или магнитнаго момента стрълокъ вартушки; но это вредное вліяніе легко измъряется помощью измърителя силъ дефлектора и парализуется тонкими поперечными пластинками мягваго желъза, положенными подъ котелкомъ.

     Для уничтоженія полукруговой девіаціи внутри компаса имъется, такъ называемый, логарифмическiй приборъ съ двумя параллельными магнитами, предложенный В. Томсономъ въ Англіи и въ Россіи Генералъ-Маіоромъ де-Колонгомъ. Онъ позволяетъ примънять различные способы уничтоженія девіаціи при всъхъ обстоятельствахъ плаванія въ особенности при помощи дефлектора. Въ случаъ надобности у компаса ставится такъ называемый флиндерсъ-баръ для уничтоженія вліянія магнетизма, возбужденнаго вертикальной составляющей силы земного магнетизма.

     Уничтоженіе креновой девіаціи достигается вертикалънымъ магнитомъ, находящимся подъ центромъ компаса. Установка этого магнита дълается при помощи дефлектора де-Колонга и картушки съ наклонными стрълками барона Штемпеля. 

Самый котелокъ соединяется съ нактоузомъ при помощи вардановсваго привъса и системы пружинъ, предназначенныхъ для поглощенія сотрясеній судна. Помощью особыхъ зажимовъ легко измънятъ упругость пружинъ, черезъ что котелокъ, а слъдовательно и картушка компаса, не получаютъ значителъныхъ колебаній отъ тряски судна. 

    Для пеленгованія предметовъ нътъ необходимости накладывать на крышку особый приборъ, пеленгаторъ всегда готовъ къ дъйствію. 

    Освъщеніе компаса, масляное и электрическое, устроено такъ, что для пеленгованія земныхъ предметовъ лампы снимать не нужно и пеленгованіе производится пеленгаторомъ, находящимся непосредственно на крышкъ компаса. Днемъ въ ненастную погоду пеленгованіе съ освътительнымъ приборомъ всегда удобнъе. Токъ, проходящій черезъ лампу и проводники, при правильной ихъ проводкъ, не оказываетъ замътнаго вліянія на компасную стрълку въ томъ случаъ, когда корпусъ корабля не служитъ обратнымъ проводникомъ. Сила освъщенія регулируется двойною ширмою. По желанію, помощью коммутатора на освътительномъ приборъ, можно освъщать вомпасъ или только на одно мгновеніе для отсчета пеленга, или имъть освъщеніе непрерывное. 

№ 131. ПУТЕВОЙ 10-ТИ  ДЮЙМОВ. КОМПАСЪ (видоизмъненный Грея) представляетъ ту особенность, что котелокъ его двойной и между стънками налита вода, такъ что внутренній котелокъ, въ которомъ заключена картушка, плаваетъ въ наружномъ и соединяется съ нимъ помощью пружинъ и цъпочекъ. Кромъ того наружный котелокъ, посредствомъ кардановскаго подвъса, накладывается на такую-же систему пружинъ, какъ и у главнаго компаса. Такое двойное приспособленіе имъетъ цълью ослабить вредное вліяніе сотрясеній судна отъ дъйствія винтовъ.

     Обыкновенно платформа главнаго компаса дълается весьма прочной, да и самый выборъ мъста дълается съ тавимъ расчетомъ, чтобы основаніе компаса не получало бы отъ тряски колебательнаго движенія, и потому въ главныхъ компасахъ нътъ необходимости въ такихъ громоздкихъ приспособлевіяхъ. У путевыхъ компасовъ выборъ мъста не можетъ бытъ сдъланъ тавъ, какъ у главныхъ, а потому примъненная къ нимъ система подвъшиванія котелка является уже неизбъжностью. Подобнымъ-же образомъ на миноносцахъ, гдъ палубы имеютъ весьма значительныя сотрясенія, невозможно помъстить компасъ съ обыкновеннымъ котелкомъ. Изъ опыта многихъ лътъ выяснилось, что такая система устройства путевыхъ компасовъ даетъ при всъхъ почти затруднителъныхъ случаяхъ, въ отношеніи тряски, весьма хорошіе результаты и исключаетъ всякую необходимость прибъгать къ компасу съ картушкой въ жидкости, недостатки котораго весьма существенны. Для пеленгованія предметовъ, а также для измъренія силъ, на азимутальный кругъ котелва навинчиваютъ съемный пеленгаторъ съ чашкой въ центръ для насаживанія дефлектора.

     Для уничтоженія четвертной девіаціи имъются внутри трубы и снаружи шары мягкаго желъза, такъ кавъ размъры четвертной девіаціи у путевыхъ значительно болъе, чъмъ у главныхъ компасовъ. Индукція стрълокъ здъсь также уничтожается извъстнымъ расположеніемъ желъза. Въ настоящее время четвертная девіація, достигающая 30°, можетъ быть уничтожена вполнъ мягкимъ желъзомъ даже у 10 дюйм. компасовъ при помощи 14 дюйм. шаровъ и трубъ. Для уничтоженія Іполукруговой девіаціи въ нактоузъ установленъ такъ называемый "приборъ Эри"-система двухъ взаимно перпендикулярныхъ паръ магнитовъ, помъщенныхъ на общемъ вертикальномъ стержнъ. Обыкновенно одна изъ нихъ продольная, другая лоперечная (въ отношеніи діаметральной плоскости судна), но приборъ устроенъ такимъ образомъ. что магниты могутъ быть поставлены такъ, что одна система можетъ быть повернута вдоль магнитнаго меридіана, а другая будетъ ему перпендикулярна; это облегчаетъ уничтоженіе девіаціи съ одного курса. На стержъ имъются дъленія пропорціональныя силамъ, обнаруживаемымъ магнитами  на компасную стрълку. 

    Креновая девіація уничтожается тавъже, какъ и у главнаго компаса. Для уничтоженія полукруговой девіаціи, мъняющейся съ перемъною вертикальной составляющей силы земного магнетизма, у компаса придъланъ трубчатый флиндерсъ-баръ длиною 24 дюйма, обыкновенно необходимый у путевыхъ компасовъ или у вторыхъ главныхъ. Для образовалія различныхъ величинъ коэффиціента, флиндерсъ-баръ понижается согласно особой таблицы. 

№ 132. КОМПАСЪ СЪ КОТЕЛКОМЪ И КАРТУШКОЙ ДІАМ. ВЪ 7'/2 ДЮЙМОВЪ устанавливается, какъ главный на миноносцахъ и на всъхъ большихъ судахъ тамъ, гдъ сильныя сотрясенія не позволяютъ ставить главнаго компаса. Въ послъднемъ случаъ онъ имъетъ нактоузъ той же высоты, какъ и главный компасъ. Устройство его ничъмъ ни отличается отъ путевого компаса.

 № 133. КОМПАСЪ СЪ КОТЕЛКОМЪ И КАРТУШКОЙ 6 ДЮЙМ. ДІАМЕТРА ставится въ тъсныхъ помъщеніяхъ, гдъ мъсто не позволяетъ установить другіе компасы (въ боевыхъ рубкахъ, въ румпельныхъ отдъленіяхъ). Для уничтоженія полукруговой девіаціи имеются коробки, съ продольными и поперечными магнитами, креновой магнитъ и мягкое желъзо для уничтоженія четвертной девіаціи. Коробки съ магнитами движутся по шкаламъ, имъющимъ дъленія пропорціональныя силамъ.

     Котелокъ позволяетъ примъненіе дефлектора. Наклонныя картушки для этихъ компасовъ дълаются 6 дюйм. діаметра. 

№ 134. КОМПАСЪ СИСТЕМЫ БАРОНА ШТЕМПЕЛЯ  ставится на мелКихъ судахъ, минолоскахъ и въ башняхъ миноносцевъ, съ картушвой въ 4 дюйм. діаметра и помъщенъ въ жидкости. Устройство котелка и картушки позволяетъ рулевому править, смотря въ компасъ или сверху или снизу. Котелокъ слабженъ азимутальнымъ кругомъ и пеленгаторомъ для пеленгованія земныхъ предметовъ и солнца; короткiя стрълки позволяютъ примъненіе дефлектора для измъренія горизонтальныхъ силъ. Креновая же девіація уничтожается при помощи вспомогательнаго котелка. 

№ 135. ДЕФЛЕКТОРЪ ГЕНЕРАЛЪ-МАIОРА  ДЕ-КОЛОНГА  есть приборъ, служащій для измъренія горизонтальныхъ и вертикальныхъ силъ, послъднихъ при помощи картушки съ наклонными стрълками барона Штемпеля. Приборъ состоитъ изъ вертикальнаго стержня, помъщаемаго надъ центромъ компаса, по которому ходитъ коробка съ магнитомъ, магнитная ось котораго, для измъренія горизонтальныхъ силъ, становится горизонтально, по направленію измъряемой силы. Кромъ того въ приборъ имъется постоянный вспомогательный магнитъ, ось котораго лерпендикулярна къ оси измърительнаго магнита. Самое измъреніе состоитъ въ томъ, что передвиженіемъ измърительнаго магнита достигаютъ того, что картушка отклоняется на 90° отъ первоначальнаго положенія. Разстояніе между магнитомъ и стрълками служитъ мъриломъ силы; на лъвой сторонъ стержня прибора нанесены дъленія горизонтальныхъ силъ, соотвътствующія удаленіямъ магнита. Для измъренія вертикалъныхъ силъ измърительный магнитъ ставится вертикально, вспомогателъный удаляется, въ котелокъ же помъщается, вмъсто обыкно-венной, картушка съ наклонными стрълками барона Штемпеля, стрълки которой, оріентируя картушку по меридіану, имъютъ въ тоже время возможность вращаться около горизонтальной оси, перпендикулярной магнитной оси стрълокъ.

     Измъреніе вертикальныхъ силъ состоитъ въ томъ, что движеніемъ измърительнаго магнита ставятъ стрълки горизонтально, параллельно радіусамъ картушки. 

    На правой сторонъ стержня дефлектора нанесены дъленія вертикальныхъ силъ, соотвътствующія удаленіямъ центра магнита отъ стрълокъ. Существенное преимущество этого дефлектора передъ всъми другими состоитъ въ томъ, что дъленія горизонтальныхъ и вертикальныхъ силъ даны въ однъхъ и тъхъ-же единицахъ. 

    Дефлекторъ генералъ-маіоръ де-Колонга, употребляемый въ русскомъ военномъ флотъ, вслъдствіе простоты устройства и обращенія съ нимъ и высокой точности производимыхъ измъреній, позволяетъ исправлять показанія компаса при всякихъ обстоятелъствахъ плаванія.

Особенно цънныя услуги дефлекторъ де-Колонга оказываетъ для     уничтоженія креновой девіаціи; на исправленіе этой части девіаціи, въ виду ея большихъ размъровъ и другихъ неудобствъ, въ русскомъ флотъ обращено особое вниманіе. Оно производится математически точно и просто на слъдующихъ основаніяхъ: 

 Измъреніе горизонтальныхъ силъ по этому способу производилось генералъ-маіоромъ де-Колонгомъ еще въ 1875 году; дефлекторъ появился въ 1879 году, а настоящее устройство получилъ въ началъ восьмидесятыхъ годовъ. 

№ 136. ПРИБОРЪ ДЛЯ  УНИЧТОЖЕНІЯ ВЛIЯНIЯ ДИНАМО-МАШИНЫ на показаніе компасной стрълки системы г. Р. Р. Доброва. Этотъ приборъ впервые былъ установленъ въ Россіи въ 1887 году на ИМПЕРАТОРСКОЙ яхтъ "Держава"; сначала было произведено изслъдованіе этого вліянія на компасъ (находившійся въ 8 футахъ отъ двухъ динамомашинъ), достигавшаго до 44°, при помощи дефлектора генералъ - маіора де-Колонга, а затъмъ, когда выяснился законъ этого вліянія, то явилась возможность искусственно парализовать это явленіе тъмъ-же токомъ, который его производилъ.

     Компасъ съ уничтоженіемъ отклоняется не болъе  1/2 град. при чемъ его показаніе не зависитъ отъ числа вводимыхъ въ цъпь лампъ, что весьма важно. 

    Самое приспособленіе состоитъ изъ двухъ электромагнитовъ, помъщенныхъ въ нактоузъ на одномъ стержнъ съ приборомъ для уничтоженія полукруговой девіаціи.

 № 137. ДРОМОСКОПЪ КАПИТАНА КРЫЛОВА есть приборъ для автоматическаго нахожденія девіаціи на компасные или магнитные румбы, для исправленія девіацій курсовъ магнитныхъ или компасныхъ, и для механическаго ръшенія многихъ вопросовъ девіаціи, изслъдованія и т. д. Построенный на строго-научныхъ основаніяхъ, безъ всякий допущеній, онъ позволяетъ между прочимъ быстро ръшать слъдующую задачу: по одной силъ и наблюденной девіаціи составить полную таблицу девіаціи даннаго компаса. Такую задачу наиболъе употребительные за границей дромоскопы: Паугера-со всъмъ не ръшаетъ, Фурнье-ръшаетъ толъко весьма приблизительно и даже принципіально невърно. Дромоскопъ Крылова примъняется также по идеъ генералъ-маіора де-Колонга для механическаго нахожденія азимута свътила по данному часовому углу н можетъ вполнъ замънить таблицы азимутовъ, при чемъ нътъ необходимости во время наблюденій отыскивать данныя и интерполировать въ таблицахъ; достаточно установить одинъ указатель на данное истинное время, чтобы другой указалъ на соотвътствующій азимутъ. 

№ 138. КОМПАСЪ ПЕЛЬ НА БАКСЪ САМОЙЛОВА съ вращающимся котелкомъ изготовлялся до 1857 г.

 № 139. КОМПАСЪ КОРАБЕЛЪНЫЙ САМОЙЛСВА съ вращающейся алидадой; освъщеніе снизу; изготовлялся до 1857 г. послъ чего принятъ былъ за модель Компасъ Баррау.

 № 140. КОМПАСЪ ХОРИТОНОВА  такой-же, какъ и главный компасъ Баррау, только имъетъ освътительный приборъ, соединенный съ компасомъ на общемъ кардановомъ подвъсъ. Первый изготовленъ въ 1870 году для Всероссійской выставки  въ-Соляномъ городкъ, а послъдній въ 1880 году.


[флотъ] [о выставке] [автор]


Hosted by uCoz